Недавно я прочитал любопытную статью о масонстве. С разрешения автора публикую её здесь. Кому интересно увидеть полный вариант с картинками, жмите сюда: http://hpb.narod.ru/masondok.htm
Отправлено: 11.08.09 16:01. Заголовок: К. Зайцев КОРНИ МАС..
К. Зайцев
КОРНИ МАСОНСТВА В МИСТЕРИЯХ ЕГИПТА И ДРУГИХ СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА
В данном докладе делается попытка в сжатой форме изложить сведения об истории масонства, собранные исследователями из Теософического Общества. Разумеется, место позволяет сообщить здесь лишь самое главное, пожертвовав многочисленными подробностями, а также информацией, касающейся развития боковых линий масонства и родственных ему мистерий. Надо также оговориться, что сам автор масоном не является, и потому ошибки здесь неизбежны.
Вопреки широко распространённым представлениям, масонство не является движением, ставящим какие-то политические цели — цели его исключительно духовны. Это так даже несмотря на то, что случаи вмешательства масонов в политику были. Ведь хотя достоверно известно, что, например, Церковь неоднократно вмешивалась в политику и дела многих государств, она тем не менее не может быть названа светской или политической организацией. Масонство — нечто гораздо большее, чем общественная организация, оказывающая братскую помощь своим членам. Это образ жизни, и назначение его — нести духовные блага всем: как масонам, так и немасонам. Не является масонство и религией — это, скорее, духовный путь, который в чём-то можно сопоставить с йогой. Он ведёт к подобной же цели, хотя и совсем иными средствами, более близкими западному человеку. Хотя в масонстве можно встретить 33 градуса (степени продвижения), основных и общепринятых всего три — ученик, подмастерье и мастер. Они символизируют разные этапы духовного совершенствования.
Хотя масонство внеконфессионально, в каждой ложе на алтаре находится открытая книга Священного Закона. В западных странах это обычно Библия, но это может быть и Коран, и писание любой другой религии, преобладающей в данной стране. От масона, правда, требуется признание существования Великого Архитектора Вселенной, и потому атеист, вероятно, масоном быть не может, но тем не менее, существуют ложи, в состав которых входят буддисты. Это можно объяснить тем, что буддизм не отрицает существования Брахмы (творца в индуизме); он лишь отказывается признать его первопричиной всего бытия.
Большинство светских исследователей и даже многие масоны относят начало масонства к 1717 г., когда была образована Великая Ложа Англии. Однако фактически это было лишь объединение четырёх лож, причём в то время существовали и другие, в частности, так называемые “Древние”, которые не приветствовали это оповещение профанов (то есть внешнего мира) о масонском ордене, видимо, считая это преждевременным или вообще ненужным. Это вызвало уничтожение или тщательное сокрытие многих документов, обнародования которых они опасались, что сделало изучение истории масонства весьма трудным. Однако с тех пор его цели и задачи не составляют тайны; в тайне сохраняются лишь ритуалы, а также слова и знаки, благодаря которым масоны по всему миру могут опознавать друг друга.
Утверждают, что до этого масоны хотя и существовали, но это были просто гильдии каменщиков, не имевшие особого мистического учения. Иными словами, существовало лишь оперативное (практическое) масонство, а спекулятивного (теоретического, или умозрительного) ещё не было. Однако, исходя из этого, было бы трудно объяснить быстрое возникновение в XVIII в. развитой системы ритуалов и мистического учения, истоки которых в общественной среде того времени практически не прослеживаются, хотя могут быть прослежены в истории некоторых древних народов. Поверхностное же заимствование их из чуждых культур маловероятно в силу малой развитости в то время египтологии и востоковедения, и ещё меньшего знакомства с их открытиями простых строительных рабочих, каковыми пытаются представить тогдашних вольных каменщиков.
Существуют и отдельные археологические свидетельства существования спекулятивного масонства, как минимум, в позднее средневековье. Например, на металлическом угольнике (у масонов он называется наугольником), найденном возле г. Лимерик, в Ирландии, была указана дата “1507” и имелась такая надпись:
I strive to live with love and care Upon the level, by the square (Стремлюсь жить с любовью и заботой; на уровне и по угольнику).
Здесь традиционным масонским инструментам придаётся то же значение, что и в современном спекулятивном масонстве. Обычно считается, что наугольник представляет нравственность, уровень — равенство, а отвес — честность (прямоту) или справедливость. Также есть свидетельства о существовании паролей и знаков у масонов ещё в XVII в. Очевидно, что принадлежность к обычному профессиональному сообществу каменщиков легко было бы проверить по знанию профессиональных навыков, и в особых опознавательных знаках тут не было бы никакой необходимости (равно как и в сокрытии своей принадлежности к нему). Хотя, конечно, учение сохранялось главным образом людьми, которые по своей профессии действительно являлись каменщиками.
Наиболее ранние следы традиции, сходной с современным масонством, можно обнаружить в культуре Древнего Египта. Во-первых, сам масонский храм в плане своём сходен с египетскими и прочими дохристианскими храмами, отличаясь от христианских храмов, и это притом, что в средневековой Европе именно вольные каменщики занимались строительством христианских храмов и потому были лучше, чем кто-либо, знакомы с их устройством, будучи, по сути, хранителями искусства постройки этих храмов на протяжении многих веков. Боги на древнеегипетских изображениях часто стоят в позах, которые теперь находят применение в масонском ритуализме, но больше не используются нигде. На рис. 1 изображены Анубис (проводник в царство мёртвых) и фараон, а на рис. 2 — богиня Хатхор. Согласно одному из толкований, в знаках, соответствующих разным степеням масонства, рука находится возле того из центров, овладению энергиями которого данный градус соответствует. Подобные же знаки были обнаружены на печатях (рис. 3) и статуэтках (рис. 4) минойской цивилизации, найденных на острове Крит. Также там были найдены изображения ритуальных предметов, схожих с масонскими, а иногда обнаруживались даже сами эти предметы. Кроме того, и на египетских, и на критских изображениях персонажи часто облачены в фартуки. Отдельные элементы масонского символизма можно найти и восточнее — одна древнеперсидская надпись гласит: “Обтеши себя по угольнику, чтобы быть полезным — камень, годный для стены, не останется на дороге”. (Согласно масонской метафоре, индивидуальные жизни именуются “камнями”, поскольку камень есть символ прочности и постоянства; к тому же камень может быть как грубым и бесформенным, так и обтесанным, отполированным и по форме своей совершенным — в зависимости от того, сколько труда было вложено в его обработку. Впервые вступающий в ложу человек отождествляется с необработанным камнем, и масон должен придать своему камню совершенную форму, пусть его камень и отличается от всех других камней, используемых в строительстве храма мироздания. Каждому предстоит запечатлеть в размере и форме своего камня собственную ноту добродетели, и он может быть уверен, что когда-нибудь и его камень потребуется Мастерам Строителям для завершения здания).
В Египте то, что сейчас известно как масонский устав ритуалов, было лишь частью сложной религии этой страны. Его место можно сравнить с местом ритуалов в христианской церкви. Как и многие современные христиане, древние египтяне верили, что совершение ритуала оказывает непосредственное духовное воздействие, а не является лишь данью традиции. В плане ложи и совершаемых там действиях символически был представлен способ, которым строил Великий Архитектор Вселенной. (Египтян часто обвиняли в язычестве, но они не в большей степени виновны в этом, чем индуисты. Все знали Единого Бога, Амона-Ра, “Одного без другого”, видимым центром проявления которого было Солнце, но поклонялись ему в различных аспектах и через разные каналы). Книги играли тогда не такую большую роль, как сейчас, и считалось, что фиксация знания в последовательности действий, наводящих на нужные мысли, сильнее взывает к уму человека и лучше закрепляет это знание в памяти, чем простое чтение. Одна важная особенность, сохранившаяся и до наших дней, состояла в существовании одной Великой Ложи и многих символических лож. Первоначально Великую Ложу возглавлял сам фараон. Туда отбирались из обычных лож лишь те люди, которые могли полностью забыть о себе в великой работе, так как для неё требовалась полная гармония между братьями. Вероятно, отголоском этого является то существующее поныне правило, что братья не должны надевать свои запоны (фартуки), пока не урегулируют свои разногласия. Отличие от современных лож было в том, что Великая Ложа (как, вероятно, и символические ложи) была представлена как бы в трёх ипостасях, соответствующих трём проявлениям божества. Современное масонство является продолжением лишь одной из этих трёх линий. Другое отличие состояло в том, что в работе активно участвовали не только офицеры (должностные лица) ложи, но и остальные присутствующие, находившиеся, как это называется, “на колоннах”. Никто не беспокоил Брата Секретаря письмами с извинениями — братья считали своё членство благословением и самой великой честью в своей жизни и всегда являлись в ложу в должное время, если не были так больны, что не могли передвигаться. Третье важное отличие было в том, что в ложу принимались и женщины. Об этом свидетельствуют и некоторые изображения.
Египетское учение мистерий тщательно охранялось, и лишь с огромными трудностями и при особых обстоятельствах кто-либо не из египтян мог быть к ним допущен. Однако оно давалось некоторым выдающимся иностранцам, и так его получил Моисей, о котором в Библии сказано, что он “научился всей мудрости египтян”. Он передал своё знание линии иудейского священства, и таким образом, в более или менее частичной форме оно сохранилось до времён Соломона. Свой храм Соломон построил по масонскому плану и сделал его центром масонского символизма и работы. К тому времени многое из традиции уже было утеряно, и хотя внешний церемониал и даже традиционное убранство были сохранены очень точно, ключ к их значению больше не был известен. Именно тогда внимание участников мистерий было переориентировано с египетского Дома Света (так называлась великая пирамида) на Храм Соломона, и весь текст ритуала принял чисто иудейскую форму, хотя первоначальный смысл частично был сохранён. История символической смерти и воскресении Осириса была заменена известной историей о Хираме Абифе. Весьма вероятно, что иудейские представления о том, что Храм может быть только один, а многочисленные синагоги — вовсе не храмы, восходят ещё к идее об одной Великой Ложе и многих символических.
Если обратиться к проникновению масонства в Европу, то нельзя говорить об одной линии передачи, хотя иудейская линия, была, вероятно, одной из ведущих. Почти у каждого народа существовали похожие мистерии, и сходные с масонскими ритуалы можно найти даже в Индии, но на Европу, вероятно, повлияли мистерии Халдеи и островов Средиземного моря. Прошли они и через пифагорейскую школу. В документе, именуемом “манускриптом Лейлэнда-Локка”, который относят к XV в., говорится, что масонство в Англию принёс некий Питер Говер.
“Питер Говер, грек, путешествовал за мастерством в Египет и Сирию, и в другие страны, где венецианцы насадили масонство, и был допущен во все масонские ложи, научился многому, вернулся и работал в Великой Греции... Там, в Гротоне, он основал Великую Ложу и посвятил много масонов, некоторые из которых отправились во Францию, посвятив многих масонов там, и со временем это искусство пришло и в Англию”. Если допустить искажения, произошедшие, очевидно, при устной передаче, то всё в этом тексте становится ясным. Питер Говер — это искажённое (возможно, французское) произношение имени Пифагор (Pythagoras), а венецианцы — финикийцы (venetians — phoenicians). Место в Великой Греции (т.е. греческих колониях на территории современной Италии), где находилась школа Пифагора, называлось Кротона. Такие искажения — не редкость для средневековой Европы, и они происходили из-за низкой грамотности людей и устной передачи знаний. Например, в Англии существовали кабачки и гостиницы под названием “Козёл и компас” или “Козёл и циркуль” (Goat and Compasses), которое происходило от искажённого девиза “Бог нас охватывает” (God encompasses us).
Весьма значительную роль в распространении масонства сыграл римский царь Нума Помпилий, живший в VII в. до н.э. Плутарх упоминает о его прекрасных личных качествах и о том, что стоило большого труда уговорить его стать правителем Рима. Интересно, что русский писатель-масон Михаил Херасков вывел его в качестве идеального правителя в романе “Нума Помпилий, или процветающий Рим”. Нума был основателем не только римских мистерий, но и торговых гильдий и коллегий мастеровых, а между ними — и коллегии архитекторов. Он отправил посланников в Египет, Грецию, Халдею, Палестину и другие страны, чтобы изучить все существующие системы мистерий и принять в Риме ту, которая бы лучше всего подходила для совершенствования римлян. Ему удалось свести многие традиции в одно связное целое. Принятая им система, вакхические мистерии, больше всего напоминала египетскую, хотя использовала культы местных богов. Этот культ Бахуса не имел ничего общего с пьяными оргиями, с которыми обычно ассоциируется слово “вакханалия” и этот бог. Миф о Бахусе был весьма близок к египетскому мифу об Осирисе. Бахус, когда он играл со своими игрушками, был схвачен титанами и разорван на куски, которые позже были собраны и снова сложены вместе. Эта аллегория представляет нисхождение Единого во многое и воссоединение многого в Единое через страдания и жертву. Игрушки, с которыми он играл — это геометрические фигуры, совершенные тела Платона, на которых, как считается, держится всё мироздание.
В некоторых школах мистерий говорили, что в них не могут быть допущены те, кто не знают математики, и “математиками” называлась одна из ступеней обучения, хотя под математикой тогда понималась и геометрия, и многое другое, в частности касающееся тайного смысла вышеупомянутых фигур. Вероятно, именно поэтому с мистериями стали тесно связаны члены коллегии архитекторов, профессия которых требовала хорошего знания геометрии. Ведь масонский храм, подобно великой пирамиде, первоначально содержал в себе множество сложных геометрических пропорций. При раскопках Помпеи было обнаружено здание коллегии, напоминавшее по устройству масонский храм. В нём были найдены мозаичные изображения масонских символов, а при входе имелись две колонны.
Это сыграло большую роль в распространении масонства, поскольку римские легионы в их завоевательных походах сопровождали архитекторы, которые требовались для постройки крепостей. Всюду, где закреплялись римляне, появлялись ложи, и со временем в них принимались и представители местного населения. Таким образом масонство проникло в северную Европу, и, в частности, в Англию.
В конце существования Римской Империи масонство претерпело заметную перемену, во многом приняв форму, уже близкую к современной. В IV в. в Риме были упразднены все прежние законы, дававшие защиту языческим храмам и жрецам, что давало фанатикам карт-бланш на их уничтожение, а в начале V века преследования иноверцев христианами столь ужесточились, что язычники подвергались ссылке с конфискацией имущества, а иногда и смертной казни, если были застигнуты за приношением жертв. Император Феодосий I, который был инициатором этого, кстати, запретил и Олимпийские игры, а также издал закон против математиков. В таких условиях продолжение проведения вакхических мистерий было уже невозможно. Тут и пригодились наработки еврейских братьев, использовавших библейский символизм. Мифы о Бахусе и Осирисе были окончательно заменены легендой о Хираме Абифе и храме Соломона.
Вторым важным шагом, последовавшим за этим, было сокрытие этих мистерий путём намеренного смешивания их с ремеслом каменщиков, что облегчалось тем, что подходящий символизм и так уже в них использовался. Профессиональные гильдии, или цеха, по сути были единственными независимыми общественным объединениями, разрешёнными в средние века, к тому же им позволялось иметь свои секреты, которые они не были обязаны никому открывать. Было вполне естественно, что свои секреты были и у каменщиков, и не допущенные в их братство, конечно же, полагали, что все эти тайны касаются лишь состава строительного раствора и других подобных вещей. (В средневековый период секретность, всегда присущая подобным мистериям, только усилилась, поскольку раскрытие тайн одним из братьев могло стоить жизни многим из них.) Второе преимущество было в том, что они были именно вольными каменщиками — то есть не подчинялись какому-то феодальному господину, а были независимыми артелями, строившими церкви в самых разных местах. Неподалёку от места строительства ими возводилось временное здание, где жили они сами. Оно-то и называлось ложей, от чего и прозошло современное название. В братство вольных каменщиков иногда принимались люди, по профессии строителями не являвшиеся, но вступавшие туда ради этих самых мистерий. Они назывались принятыми, и потому масоны называются вольными и принятыми каменщиками. Обратное разделение масонства на оперативное и спекулятивное произошло, по всей видимости, лишь в конце XVII — начале XVIII в. Именно сохранением древних знаний вольными каменщиками можно объяснить то, что несмотря на общий упадок наук и искусств в средние века продолжали создаваться шедевры архитектуры, сложные в техническом отношении — сначала в романском, а затем и в готическом стиле. Возникновение этих стилей одновременно во многих частях Европы иногда представлялось загадочным исследователям архитектуры, не учитывавшим существования масонского братства. На многих церквях не только в западной, но и в восточной Европе можно встретить масонские знаки.
Упомянутая тут линия передачи была не единственной. В современное масонство внесли свой вклад мистерии Митры, учения ордена розенкрейцеров, а также мистерии кельтского христианства, существовавшего ещё до распространения на север влияния католической церкви, и вероятно, родственного христианству восточному. Существовала также линия передачи, принесённая из крестовых походов рыцарями-тамплиерами. Таким образом, символизм разных масонских градусов может восходить к разным линиям, и потому нельзя делать окончательное заключение о происхождении масонства на основании особенностей лишь какого-то одного.
Многие из перечисленных факторов послужили возникновению ещё одной особенности масонства, а именно недопущению туда женщин. Главными причинами были, по-видимому, те, что некоторые линии передачи прошли через военизированные ордена, а другие пришли с Ближнего Востока, где положение женщины было бесправным. Самая же очевидная причина — та, что профессия каменщика в те времена была сугубо мужской. В XIX веке была сделана попытка принимать и женщин, но это привело лишь к появлению самостоятельного движения, именуемого совместным масонством и не признаваемого регулярными ложами. (Регулярными сейчас считаются ложи, должным образом учрежденные какой-либо из регулярных великих юрисдикций мира, члены которых признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, не принимают женщин, проводят торжественные ритуальные работы при открытой книге Священного Закона, признают существование только одной великой ложи на территории страны или штата).
Описание дальнейшей истории масонства не входит в задачи этого очерка, так как она уже подробно исследована многими авторами. В последние годы происходит возрождение масонства в России. В 1995 г. образована Великая Ложа России, признанная другими регулярными ложами. В Москве работают несколько лож, есть они и в некоторых других городах.
Отправлено: 19.08.09 09:23. Заголовок: Статья Блаватской о ..
Статья Блаватской о массонах:
СИГНАЛ ОПАСНОСТИ
Посвященные, безусловно, должны быть причислены к обществу богов.
Сократ: "Федон"
В первой части замечательной лекции нашего брата и коллеги, эрудированного корреспондента-секретаря из Герметического теософского общества, опубликованной в первом номере "Revue Thеosophique", мы читаем в примечании (прим. 2, стр. 23):
цитата:
"Мы обозначаем термином посвященный всякого, кто пытается овладеть элементарными принципами оккультной науки. Следует опасаться смешивания этого названия с термином адепт, который показывает высший уровень восхождения, которого может достигнуть посвященный. В Европе есть много посвященных, но я не знаю, живут ли в ней какие-либо адепты, как на Востоке".
Поскольку мы чужды гению французского языка, и у нас даже нет в руках этимологического словаря, мы не можем сказать, присуще ли это двойное определение французскому языку вообще, а не только масонской фразеологии. Но в английском языке, в том смысле, который признан теософами и оккультистами в Индии, эти два термина имеют совершенно иное значение чем то, которое вкладывает в них автор. Я имею в виду, что определение, данное м-ром Папюсом слову адепт, относится к слову посвященный, и vice-versa [наоборот, лат.].
Мне никогда бы не пришло в голову исправлять эту ошибку — в глазах теософов, по крайней мере, — если бы она не угрожала, по моему мнению, тем, что она может в будущем внести в умы подписчиков нашего "Обозрения" весьма прискорбную путаницу.
Поскольку я была первой, употребившей эти два прилагательных (qualificatifs) в смысле, полностью противоположном тому значению, которым наделяли их масоны и м-р Папюс, это могло бы, безусловно, привести к некоторым двусмысленностям (quiproquos), которых следовало бы избежать любой ценой. Давайте сначала поймем самих себя, если мы хотим быть понятыми своими читателями.
Дадим же твердые и неизменные определения тем терминам, которые мы применяем в теософии, потому что иначе вместо порядка и ясности, мы лишь привнесем великую путаницу в уже существующий хаос представлений профанированного мира.
Мне неизвестно о тех причинах, которые побудили нашего мудрого брата использовать эти термины так, как он их использовал, и я осуждаю "сыновей вдовы", применяющих их в смысле, полностью противоположном их истинному значению.
Как известно, слово "адепт" происходит от латинского adeptus [достигший]. Оно образовано из двух слов: ad "of" и apisci, "to pursue" (санскритское ар).
Поэтому адептом можно назвать любого, в той или иной мере сведущего в некоем искусстве или науке. Из этого следует, что данное определение может быть отнесено в равной степени как к адепту в астрономии, так и к адепту в искусстве приготовления pâtés de foies gras [печеночного паштета, франц.]; как сапожник, так и парфюмер, поскольку один искусен в искусстве изготовления обуви, а другой опытен в искусстве химии, — оба могут считаться "адептами".
Что же касается термина посвященный, то это совсем другое дело. Каждый посвященный должен быть адептом в оккультизме; он должен стать таковым, прежде чем он будет посвящен в великие мистерии. Но не всякий адепт обязательно является посвященным. Совершенно справедливо, что иллюминаты,* говоря о себе, применяли термин adeptus, но они употребляли его в общем смысле, — e. g. [exempli gratia, например, лат.], на седьмой ступени в последовательности ритуала Циммендорфа. Таким же образом применялись термины adeptatus, adeptus coronatus на седьмой ступени шведского ритуала; и adeptus exemptus на седьмой ступени у розенкрейцеров. Это нововведение средневековья. Но никакого истинного посвященного великих (или даже малых) мистерий не называют в классических работах adeptus, но initiatus на латыни, и epopte на греческом языке. Те же самые иллюминаты считались посвященными только среди тех братьев, которые более других были сведущи в мистериях своего Общества. И только наименее обученные из них носили имена мистов и адептов ввиду того, что они были допущены всего лишь на низшие ступени.
Перейдем теперь к термину "посвященный".
Для начала, необходимо сказать, что существует большая разница между глаголом и существительным (substantif) этого слова. Профессор посвящает своих учеников в азы некой науки; науки, в которой студент может стать адептом, то есть, сведущим в данной специальности. С другой стороны, адепт в оккультизме сначала обучается религиозным мистериям, после чего, если ему удалось благополучно избежать поражения в ходе ужасных испытаний посвящения, он становится ПОСВЯЩЕННЫМ. Лучшие классические переводчики неизменно переводят это с греческого языка такой фразой: "посвященный в великие мистерии", ибо этот термин синонимичен слову иерофант, "тот, кто объясняет священные мистерии". У римлян слово initiatus было эквивалентно слову μυσταγογός, и оба они были полностью применимы к тому, кто в храме посвящал других в высшие мистерии. Таким образом, он фигурально представлял Мирового Творца. Никто не осмеливался произносить это имя перед непосвященным. Место, где восседал "initiatus", было на Востоке, вокруг его шеи обращался глобус. Масоны пытались подражать иерофанту-initiatus в своих "освященных веками" и гроссмейстерах ложах. Но может ли ряса сделать человека монахом? То, что они не удовольствовались исключительно такой профанацией, достойно сожаления.
Французское (и английское) существительное "инициация" произошло от латинского слова initium, начало. Масоны, больше уважающие мертвую букву, что убивает, чем дух, который животворит, применяли термин "инициат" ко всем своим неофитам, или кандидатам (к начинающим), во всех масонских степенях — как высших, так и низших.
И все же они лучше, чем кто-либо другой, знали о том, что термин initiatus относился к 5-ой и высшей степени ордена тамплиеров; что титул посвященного в мистерии был 21-ой степенью столичного капитула во Франции; также как титул посвященного в совершенные мистерии означал 62-ю степень того же капитула. Зная все это, они, тем не менее, применяли этот титул, сакрализованный и освященный своей древностью, к своим рядовым кандидатам — младенцам (bambins) среди "сыновей вдовы". Но коль скоро страсть к нововведениям и изменениям, которые восточный оккультист рассматривает как настоящее кощунство, достигло своего завершения у масонов, есть ли смысл теософам принимать их терминологию?
Мы, последователи Учителей Востока, не имеем ничего общего с современным масонством. Истинные тайны символического масонства утрачены, как это прекрасно доказывает Рагон. Краеугольный камень (clef de voûte), основной камень в арке, воздвигнутой первой царственной династией посвященных — десятикратно доисторической, — был поколеблен со времени исчезновения последних мистерий. Работа по разрушению, или скорее подавлению и удушению, начатая Цезарем, была, в конце концов, завершена отцами церкви. Вновь объявившийся, после долгого перерыва, из убежищ Дальнего Востока, священный камень был расколот и, в конце концов, разбит на тысячи кусков.
На кого должна пасть ответственность за это преступление?
На масонов и, в особенности, на тамплиеров — которых преследовали, убивали и насильственно лишили их анналов и письменных статутов? На церковь, которая, присвоив догмы и ритуалы раннего масонства и решив задушить последнее, выдавала их, как и свои собственные искаженные обряды, за единственную ИСТИНУ?
Но как бы то ни было, нет больше масонов, в полном объеме владеющих истиной, объявим ли мы виновным Рим или же насекомое Shermah** знаменитого храма Соломона, который современные масоны считают фундаментом и источником происхождения своего ордена.
В течение десятков тысяч лет генеалогическое древо священной науки, которой обладали все народы, оставалось одним и тем же, — поскольку храм этой науки был ЕДИН, и он был воздвигнут на нерушимой скале первозданных истин. Но масоны последних двух веков предпочитали отделять себя от него. Еще раз, применяя в этом случае метод аллегорий, они разбили куб, который разделился на двенадцать частей. Они отвергли подлинный камень как подделку, и что бы они ни делали с первым — их краеугольным камнем, — это, конечно, относилось не к духу, который дарует жизнь, но было связано лишь с мертвой буквой, которая убивает.
Или это снова червь Самис (другое имя "насекомого Шермах"), следы которого на отвергнутом камне уже привели к ошибке "строителей Храма", проточил те же самые линии? Но в таком случае то, что было сделано, было сделано совершенно сознательно. Строители, должно быть, знали эту сумму,*** судя по этим тринадцати линиям или пяти поверхностям.
Тем не менее, мы, преданные ученики Востока, предпочитаем всем их камням тот камень, который не имеет ничего общего со всеми остальными ритуальными представлениями масонских степеней.
Мы остаемся верны Eben Shatijah (имеющим другое название на санскрите), совершенному кубу, который, содержа дельту, или треугольник, замещает имя тетраграмматона каббалистов символом непередаваемого имени.
Мы охотно оставляем масонам их "насекомое", надеясь в то же время, что современная симвология, которая двигается семимильными шагами, никогда не откроет идентичность червя Шермах-Самис с Хирамом Абифом,**** — что было бы довольно двусмысленным.
Однако, если подумать, это открытие было бы не лишено своей положительной стороны и великого шарма. Идея о черве, который стоял бы во главе масонской генеалогии и был бы архитектором первого храма масонов, сделала бы также из этого червя "прародителя Адама" масонов и превратила бы "сыновей вдовы" в поклонников дарвинизма. Это вновь сблизило бы их с современной наукой, которая лишь ищет доказательства в Природе для подтверждения теории эволюции Геккеля. Какая им, в конце концов, разница, если они утратили тайну своего истинного происхождения?
Не нужно принижать значение этого утверждения, являющегося хорошо доказанным фактом. Я позволю себе напомнить господам масонам, которым попадутся на глаза эти строки, что практически все тайны, относящиеся к эзотерическому масонству, исчезли после Илии Ашмола и его прямых наследников. Если они попытаются опровергнуть нас, мы, подобно Иову, скажем им: "Тебя обвиняют уста твои, а не я". (15:6) — "Воистину, твои собственные книги свидетельствуют против тебя".
Нашим величайшим тайнам некогда обучали в масонских ложах всего мира. Но их гроссмейстеры и гуру погибли один за другим, и все, что было записано в тайных манускриптах — таких, например, как рукопись Николая Стоуна, уничтоженная в 1720 году некими щепетильными братьями, — было предано огню и погибло в период между концом семнадцатого и началом восемнадцатого столетий, как в Англии, так и на материке.
Почему же они были уничтожены?
Некоторые братья в Англии по секрету сообщают друг другу, что это уничтожение было результатом постыдного договора, заключенного между некоторыми масонами и церковью. Здесь недавно умер один старый "брат", крупный каббалист, дедушка которого, прославленный масон, был близким другом графа Сен-Жермена, когда последний был послан Людовиком XV в Англию, чтобы договориться о мире между двумя странами. Граф Сен-Жермен оставил в руках этого масона некоторые документы, имеющие отношение к истории масонства и содержащие ключи ко многим непостижимым таинствам. Он сделал это при условии, что данные документы станут тайным наследством всех потомков этого масона, которые тоже станут масонами. Этими бумагами владели всего два масона, отец и его сын, который недавно умер, и больше никто в Европе не завладеет ими. Перед своей смертью он доверил эти документы уроженцу Востока (индусу), миссией которого было передать их некой персоне, которая придет за ними, чтобы доставить в Амритсу, город бессмертия. Кроме того, по секрету сообщают, что прославленный основатель ложи тринософов, Ж. М. Рагон, был также посвящен во многие мистерии в Бельгии неким уроженцем Востока, и некоторые утверждают, что он знал в своей юности графа Сен-Жермена. Это, вероятно, объясняет, почему автор "Tuileur General De La Maçonnerie", или "Устава посвященного", утверждает, что Илия Ашмол был настоящим основателем современного масонства. Никто не знает лучше, чем Рагон, о том, до какой степени утрачены тайны масонства. Как он сам удачно подметил:
цитата:
"Это вполне естественно для масона, искать свет везде, где, как он полагает, он сможет найти его", — извещает "циркуляр" великого французского поклонника восточной культуры. "Тем временем", — добавляет он, — "масону присваивается славный титул сына света, хотя он и остается окутанным мраком".*****
Таким образом, если м-р Папюс, как мы полагаем, следовал масонам в своем определении терминов "адепт" и "посвященный", то он ошибался, ибо нельзя обернуться к "мраку", если сам ты находишься в луче света. Теософия ничего не изобретает и не говорит ничего нового, но лишь преданно повторяет уроки высокой древности. Терминология, введенная пятнадцать лет тому назад в Теософском обществе, истинна, ибо в каждом случае ее термины являются достоверным переводом своих санскритских эквивалентов, почти столь же древних, как и человеческий род. Эта терминология не могла бы быть изменена в наше время, без риска внести в теософские учения весьма прискорбный хаос, столь же прискорбный, сколь и опасный для их чистоты и ясности.
Позвольте особо отметить эти столь истинные слова Рагона:
цитата:
"Колыбелью посвящения была Индия. Она предшествовала цивилизациям Азии и Греции, и в том, что касается очищения и усовершенствования духа и обрядов людей, она послужила основой для всех законов, гражданских, политических и религиозных".
Слово посвященный означает то же, что и двиджа, "дваждырожденный" брамин. Надо сказать, что посвящение считалось рождением в новой жизни, или, как говорит Апулей:
цитата:
"Это есть воскресение к новой жизни, novam vitam inibat".
Во всем остальном лекция мосье Папюса об утверждении Теософского общества превосходна, а проявленная им эрудиция еще более замечательна. Члены нашего Братства выражают ему искреннюю благодарность за объяснения, которые столь же ясны и обоснованны, сколь и интересны.
* "Просветленные", от лат. illuminado, тайный масонский орден, основанный в 1776 г. Адамом Вейсгауптом и организованный по образцу ордена иезуитом. — Прим. редактора.
** Согласно еврейской традиции, камни, послужившие для строительства храма Соломона (аллегорический символ, понимаемый буквально как нечто, из чего было построено реальное здание), были вырезаны и отполированы не рукой человека, но червем Самисом, сотворенным Богом для этой цели. Эти камни таинственным образом были перенесены на место возведения храма, и затем соединены вместе ангелами, которые строили Храм Соломона. Масоны ввели червя Самиса в свою легендарную историю и называют его "насекомым Шермах".
*** Эта сумма состоит из разделенного надвое равнобедренного треугольника — три линии, — со стороной куба в качестве основания; двух разделенных по диагонали квадратов, каждый из которых имеет перпендикулярную линию к центру — шесть линий; двух прямых линий под прямым углом; и разделенного по диагонали квадрата — две линии; в сумме тринадцать линий или пять поверхностей куба.
**** Хирам Абиф — библейский персонаж; искусный строитель и "сын вдовы", которого царь Соломон взял с собой из Тира для руководства постройкой храма, и который позднее стал масонским персонажем, героем, вокруг которого разыгрывается вся драма или, вернее, игра масонского третьего посвящения.
***** "Cours Philosophique, etc.", стр. 60.
PS: При нажатии на "Скрытый текст" происходит разворачивание поста.
Отправлено: 19.08.09 17:09. Заголовок: GR, спасибо за стать..
GR, спасибо за статью, интересно. Вообще, моё отношение к масонам такое, что мне с ними не по пути. И по-моему, во всём этом масонском ордене больше ритуалов, показухи и политики, чем духовного развития. Не туда они идут - по крайней мере, таково моё мнение.
Ну вот как, например, в католицизме основное правило - строгое подчинение БУКВЕ писания (не ДУХУ, а БУКВЕ), так что-то в этом духе и у масонов. Их система излишне рационализирована, никакого места свободному творчеству. Хотя кому-то, наверно, это подходит и нравится.
GR, спасибо за статью, интересно. Вообще, моё отношение к масонам такое, что мне с ними не по пути. И по-моему, во всём этом масонском ордене больше ритуалов, показухи и политики, чем духовного развития. Не туда они идут - по крайней мере, таково моё мнение.
С чем можно полностью согласиться. По сути Блаватская о том же и говорит. Если, что и было когда-то, то давно уже сплыло.
Отправлено: 20.08.09 23:59. Заголовок: Мирового масонского ..
Мирового масонского заговора нет естественно. Это примерно как мировой сионистский заговор или мировой коммунистический заговор.
Но в отдельных революциях, войнах и мятежах тайные секты и масоны в том числе участвовали. Отделение США от Великобритании, Революция во Франции, движение Гарибальди и т.д. - там масоны принимали активное участие. Только на это все надо трезво смотреть.
Например Гарибальдийцы они же карбонарии ("угольщики" от слова карбон - уголь) то же были тайным обществом сородственным масонам. Эти названия - "строители" (масоны), "угольщики", "жестянщики", "гончары" - идут от гильдий средних веков. Часть из этих гильдий были тайные общества подобные масонам. Часть из них занималось политикой и участвовала в мятежах. Но без мирового заговора естественно. Упомянутые выше гарибальдийцы - делали правильное дело направленное на объединение свой страны и одновременно уменьшении влияния Римского Папы.
Отправлено: 28.12.09 13:44. Заголовок: Mister X пишет: Дум..
Mister X пишет:
цитата:
Думаю, по мере правильного развития и становления светских обществ институт масонства, становясь все менее отличим от любых государственных структур, тихо сойдет на нет. ..
"Институт" массонства (современный) - для того и создан, что бы решать проблемы не в рамках избранной и демократической модели (об иных моделях пока не говорим), а за её спиной - кулуарно. Во всяком случае большинство массонских сруктур пошли именно по этому пути - влияние на политику вне рамок действующих институтов. (Вопрос о возможной недейственности институтов - вопрос отдельный). Таким образом пока живо желание влиянить за спиной своих избирателей на политику, распределение средств и прочее прочее, интститут массонства будет сохранятся в качестве идеи клуба для избранных. При этом название может уйти, но принцип останется.
Уилмхерст. «Массонское посвящение»
цитата:
Таким образом, если масонство, со всеми его торжественными молебнами, клятвами и обетами, чего-нибудь да стоит, то ему снова следует вспомнить о своей первоочередной задаче — пропагандировать духовную жизнь и способствовать духовному развитию своих членов, пока еще далеко не удовлетворительному. В противном случае масонство так и останется формальной общественной организацией, а все его благородные обязанности и религиозные проповеди деградируют до уровня бездарной профанации* и даже богохульства. Чтобы избежать этого, необходимо восстановить четкое представление о фундаментальных целях практики посвящений и их сути, вследствие чего каждый из Братьев получит возможность во всех подробностях постигать секреты масонских степеней и символов, ибо без этого знания у наших ритуалов не может быть ни подлинной силы, ни подлинной духовности; а без этой силы все наши церемонии превращаются в пустые и никчемные формальности.
* Фактически так и произошло и произошло. Профанация и использование название отдельными группами для своих личных целей.
цитата:
... хотя до 1717 года состав Братства и был до крайности пестрым, понимание сути масонства оставалось гораздо более возвышенным, нежели в последующие времена, когда Орден приобрел официальный статус и вырос до своих нынешних огромных размеров. Ведь последующие масоны, какими бы ни были их добродетели и заслуги в иных сферах деятельности, не могут называться мистиками — ни теоретическими, ни практическими, коль скоро они уже не осознавали того, что масонство есть прежде всего наука, требующая самого серьезного изучения. В отличие от своих предшественников, они не могли со всею убежденностью сказать о себе:
«С нами масонское Слово и второе зрение».
Ибо о приобщении к жизни духа и его непременных следствиях — развитии феноменальных способностей и появлении внутреннего зрения — они даже не помышляли. Один из самых образованных и осведомленных в этом вопросе авторов (та самая дама, перу которой принадлежит книга «Поучительное исследование герметических мистерий») подтверждал, что «внешняя форма (или нынешняя практика) масонства была бы слишком абсурдной, чтобы сохранять ее и далее, если бы не содержащиеся в ней до сих пор скрытые указания на подлинное предназначение мистерий. Но если истинные посвященные действительно помогали друг другу мудрым наставлением, то нынешние масоны лишь слепо подражают им, утратив тот магический ключ, что открывает врата герметического сада. Им нужны ключевые слова, но отыскать их можно только в субъективной, внутренней жизни, от которой масоны так же далеки, как и те орудия, которыми они пользуются.
цитата:
Таким образом, в приведенных мною выше наблюдениях нет ни укоризны, ни упрека. Эту тему я мог бы развивать до бесконечности, если бы это хоть в какой-то мере служило преследуемой мною благой цели; но для каждого, кто достаточно близко знаком с деятельностью Ордена, всего того, что я уже сказал, будет вполне достаточно, чтобы согласиться с истинностью приводимых мною фактов и убедиться в справедливости сделанных мною замечаний. Невозможно отрицать тот факт, что по причине незнания истинных принципов масонства Орден заметно деградировал и включил в свои ряды немало членов, которые ни по интеллекту своему, ни по темпераменту, ни по устремлениям не годятся на роль прилежных учеников, способных по достоинству оценить сии принципы. В сегодняшней газете, к примеру, я прочел объявление, в котором некий букмекер с ипподрома называет себя человеком «прямым, как наугольник», и на основании этой самохарактеристики предлагает свои услуги в качестве посредника всем желающим сделать ставку. Хорошо известно, что у многих торговых домов ныне вошло в моду обращать внимание своих партнеров и клиентов на то, что некоторые их ведущие сотрудники — члены Ордена, что должно содействовать респектабельности фирмы. В самом Ордене продвижение на руководящие посты стало напрямую зависеть от общественного положения и степени участия в благотворительности. За денежные вклады, отмеченные в подписных листах, теперь принято раздавать почести и даже ордена. Любой титулованной особе — от мэра до принца — достаточно пробыть масоном всего лишь несколько месяцев, чтобы оказаться затем на каком-нибудь ключевом посту в структуре Ордена, даже если эта особа не имеет никаких заслуг на собственно масонском поприще и ничуть не преуспела в изучении масонской науки. Важнейшие идеи и учения Ордена остаются невостребованными, церемонии исполняются формально и для большинства Братьев являются не более чем малозначительной прелюдией к неизменно следующим за ними празднествам и бесконечным торжественным речам. Абсолютное незнание масонской истины создает благоприятную почву, на которой пышным цветом расцветает чванство, ибо представления многих членов Братства о моральном величии и масонской добродетели явно ограничиваются стремлением занять в Ордене какой-нибудь высокий пост и украсить свою персону как можно большим количеством пурпура и драгоценных камней.
Таким образом можно сделать вывод, что массонство сейчас - это ритуальный кулуарный клуб для богатых (поместивших себя естественно на вершину пирамидки) и подчинённых управляемых ими которые либо менее умны и верят и хотят приобщится к «таинственному», или слишком хитры предполагая, что с течение времени связи и знакомства помогут им поднятся в статусе и влияние до уровня «боссов клуба». Соответственно речи о «познании тайн бытия» либо не идёт вообще, либо идут но камуфлируются (а о чём говорить, если никто не знает?) таким водопадом слов и психолингвистических техник, что подвергшиеся обработке уже слабо понимают для чего они вообще присоединились к массонам. В последнем случае им обычно указывается, что истинные тайны будут открыты на более высоких градусах по сравнению с теми на которых они расходятся, но в реальности естественно не будут раскрыты (опять кто будет раскрывать-то, директор банка или президент корпорации что-ли?) никогда.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет